Казахстан оказался в логистической связке с Азербайджаном

Глубокие тектонические изменения в геополитике в конце прошлого века высветили дилемму со многими неизвестными. Уловившие суть происходящих перемен исследователи сошлись во мнении, что наряду с новыми рисками и вызовами человечество получает идеальную возможность для использования коммуникативных преимуществ больших пространств.
Иными словами, они предрекли всплеск экономических и цивилизационных процессов, за которыми просматривались несметные преимущества использования рубежной энергетики огромных ареалов.
Учредив в начале 90-х годов международный проект ТРАСЕКА, ведущие финансово-промышленные круги мира задались целью придать импульс развитию отношений новых образований с зарубежными партнерами. Стало очевидно, что мобильные элиты уловили сигналы прорицателей из передовых прогностических центров.
Назад в будущее
В 90-х Европейский Союз, США, Китай и другие лидеры мировой экономической гонки принялись координировать действия в поддержку политической и экономической независимости новых государств посредством развитии транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия. Оно и понятно, ведь большая экономика начинается с налаживания коммуникационных сетей. Для расширения сотрудничества был задуман проект ТРАСЕКА, куда планировалось привлечь инвестиции, а также соединить новый транспортный коридор с европейскими сетями (TEN).
Примечательно, что учредительная конференция новой международной инициативы прошла под знаком восстановления Великого Шелкового Пути, который некогда связывал Европу с Восточной Азией, объединив в своей цепи коммерческие интересы десятков народов огромного Евразийского пространства.
Но, как это обычно имеет место, стартовый энтузиазм с годами несколько поубавился. Разночтения в национальных кодексах, процедурная волокита вдоль государственных границ, несовершенство систем лицензирования и прочие неурядицы замедлили ход запланированных мероприятий. Однако никто от идеи возрождения исторического коммуникационного пути не отказался.
И сегодня, когда проект Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) стал данностью, его инициаторы в лице Азербайджана, Казахстана и Китая внесли знаковый вклад в осуществление идеи возрождения Великого Шелкового Пути.
И понятно, почему 3-его августа в Бакинском международном морском торговом порту царило неподдельное оживление. По Транскаспийскому международному транспортному маршруту в азербайджанскую столицу, наконец, прибыл первый контейнерный поезд из далекого Китая. Это стало возможным благодаря направленным усилиям Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который в конце 2013 года принял решение дать зеленый свет контейнерному поезду-первопроходцу “Nomadexpress”.
Преодолев огромное расстояние из китайского Шихэцзы и сделав короткие остановки в казахстанском Достык и портовом Актау, он успешно переправился на западный берег Каспия, и недалеко от Баку удостоился торжественной встречи. Тестовый поезд доставил 41 вагон-платформу, рассчитанную на перевозку 82 контейнеров весом по 20 тонн.
Дорогу осилили идущие
Если учесть, что к концу нынешнего года откроется движение по железнодорожному маршруту Баку-Ахалкалаки-Карс, то зримо просматривается перспектива прямого трансконтинентального железнодорожного сообщения Азия – Европа. Не случайно рабочие группы Координационного комитета ТМТМ в ходе Бакинской встречи в начале 2015-го года проработали стратегию организации контейнерного сервиса по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан-Грузия-Турция на благоприятных тарифных условиях. Принципиальная договоренность уже достигнута.
Характерно, что запуск первого контейнерного поезда по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан установлен на основе конкурентоспособного тарифа, и обеспечена доставка грузов всего за 6 дней. И у операторов проекта на сентябрь текущего года запланирован второй запуск поезда до турецкого Стамбула.
Первый блин к всеобщей радости не оказался комом, потому принятая сторонами программа "100 конкретных шагов" получила второе дыхание. А АО "Казахстанские железные дороги" выступило с инициативой создать совместное предприятие по координации и обслуживанию постоянных контейнерных перевозок по ТМТМ.
Баку и Астана видят общую цель
Одним из главных залогов успешности проекта ТМТМ является слаженность действий Азербайджана и Казахстана, которые из года в год наращивают потенциал стратегического партнерства. Плотное взаимодействие стран-соседей в области энергетики, транспорта, машиностроения, сельскохозяйственной кооперации, культурно-гуманитарной сферы заметно влияет на рост товарооборота между двумя государствами.
Однако выводы двусторонней межправительственной комиссии показывают, что уровень товарооборота между Азербайджаном и Казахстаном не соответствует существующему потенциалу сотрудничества, и необходимо наращивание связей.
Слияние возможностей двух государств в проекте ТМТМ открывает реальные возможности для продуктивного обслуживания международных грузоперевозок. На их базе может сформироваться новая и более выгодная конъюнктура регионального взаимодействия, которая сулит Баку и Астане благоприятные отношения со многими странами.
Но есть еще и реальная перспектива диверсификации экономических возможностей. На этой важной точке интересы Азербайджана и Казахстана полностью совпадают. И не имеет сомневаться, что за инвестициями дело не станет.
Многовекторная экономика, как веление эпохи
Судьбу глобального геоэкономического климата предопределяют эффективные центры воспроизводства. Так уж получилось, что Азербайджан и Казахстан удачно расположились между Европейским Союзом и Китаем. Два этих актора, будучи стратегическими партнерами, задают тон в мировой экономике.
Китай планомерно расширяют связи с таким выгодным партнером, как ЕС. За первое полугодие 2015 года суммарный товарооборот между КНР и ЕС составил 219,4 миллиарда долларов, превысив докризисный показатель первого полугодия 2008 года на $17,3.
В первом полугодии текущего года ЕС занимал лидирующую позицию в экспорте Китая и второе место в импорте. Самой конкурентоспособной продукцией среди статей экспорта пока остаются одежда, обувь, предметы быта, игрушки. Но все активнее развивается экспорт электроники, автотехники, агрегатов, продукции транспортного и строительного машиностроения.
Обе стороны кровно заинтересованы друг в друге, и для поступательного наращивания товарооборота крайне необходимы новые коммуникативные мощности. Это тот самый случай, когда транспортных коридоров не бывает много, и появление новых маршрутов доставки товаров диверсифицирует возможности. И тут от новых завязок выигрывают не только поставщики и потребители, но и страны-транзитеры.
А третьим странам не возбраняется настраиваться на волну многовекторности, налаживать отношения со всеми ведущими экономическими полюсами. Такие страны, как Азербайджан, Казахстан, Грузия, Узбекистан и другие, активно диверсифицируют экономические связи, формируя базу надежных альтернатив.
Преференции как они есть
До 2011 года основным маршрутом поставок из Китая в Европу был морской путь из Шанхая в немецкий Дуйсбург. Грузы проходили этот путь за 36 дней. В 2011 году появилась альтернатива – железнодорожный путь из Чунцина в Дуйсбург, по которому поезда преодолевают более 11 тысяч километров за 16 дней.
Сокращение времени в пути обещает солидную экономию средств, многих исходящих ресурсов. Потому государства Европейского Союза кровно заинтересованы в формировании мероприятий, которые ускорят ввод в действие полного цикла сообщения между Европой и Азией на баз ТМТМ.
Подготовительные работы в Азербайджане и Казахстане вышли на важный этап. Так, в предместье Баку идет строительство крупнейшего и современного на Каспийском море порта Алят, грузооборот которого на первом этапе составит 10 миллионов тонн и 40 тысяч контейнеров. В дальнейшем планируется увеличение грузооборота до 25 миллионов тонн, для чего будет построена контейнерная площадка на один миллион контейнеров.
База проекта ТМТМ в идеале, учитывая потребности будущего, обещает сократить время межконтинентальных перевозок, и тем самым снизить стоимость транспортных услуг. Наравне с этим вырастит удельный вес мировой торговли, от которого прока перепадет всем, и в том числе странам-транзитерам.
Таким образом, многие государства Европы, заинтересованные в ТМТМ, будут только стимулировать процесс развития программы всеми имеющимися средствами. Но при этом вопросы обеспечения безопасности станут более актуальными. Как раз в этом сегменте международных координат важно налаживание четкой координации и предметного взаимодействия с привлечением сил специального назначения.
Примечательно, что у Азербайджана и Казахстана есть достаточно солидный опыт координированных действий в блокировке так называемых свободных криминальных зон, которыми пользуются международные преступные группы. Точно так же службы специального назначения соседних государств дополняют усилия друг друга в нейтрализации наркотрафика, трафикинга и прочих тревожных тенденций.
Притяжение Азией
Ни для кого не является секретом, что ныне центр геоэкономической тяжести из Европы постепенно перемещается на Восток. Старый Свет на протяжении последних двух столетий манил к себе передовые умы, благо для их полнокровной деятельности в Европе были благоприятствующие условия и предпосылки. Ожидания нескольких поколений оказались оправданными, когда Европа в содружестве с Америкой удивила сообщество не только высокими темпами производства, но и инновационным лидерством.
Однако в других частях света производительные силы, движимые амбициозными планами, тоже не бездействовали. Благодаря их усилиями ряд стран добился невиданного прорыва, который качественно изменил структуру мирового экономического действия. Достаточно вспомнить, что по уровню ВВП Китай сегодня занимает второе место в мире.
Наряду с ним Япония, Южная Корея, Малайзия, Сингапур и другие государства Азии вполне состоялись, как промышленные монстры, и могут составить конкуренцию не только в промышленном производстве, но и в сфере высоких технологий. И если до недавних пор ведущие европейские и американские промышленники в поисках дешевой рабочей силы перемещали свои промышленные мощности на Восток, то теперь этот процесс значительно замедлился.
На рельсы устойчивого роста становится региональный хайтек. Не случайно продукция высокотехнологичных предприятий стран Юго-Восточной Азии теснит образцы западных производителей на мировых ринках. И это только начло промышленно-технологичного спурта азиатского континента. И в том, что за ним большое будущее, не стоит сомневаться.
И все же в этом ряду Китай выделяется своей пробивной способностью. В силу этой причины некоторые круги выказывают опасения, придерживаются осторожности, предостерегая партнеров от соблазна чрезмерного сближения с Поднебесной.
Умный гору обходит
Китайцы при всех внушительных показателях собственного послужного умеют искусно преодолевать инерцию бездействия, и в силу этой особенности находят кратчайшие пути для реализации перспективных программ. Этому качеству нужно учиться, будучи в спаррингах этого мобильного актора.
Более скромные государства с недостаточно устоявшейся системой самоуправления во все времена были обречены думать о том, как плыть в одном океане с акулами и оставаться при этом не поглощенными. Схожая озабоченность сохраняет свою актуальность и сегодня. Однако завышенные меры предосторожности иной раз выходят боком тем, кто недооценивает собственные силы, или же побаивается сближения с маститыми участниками большой гонки.
Азербайджан и Казахстан являют собой показательное исключение. Оба государства вот уже не первый год демонстрируют устойчивые темпы развития. За последние годы они заметно снизили показатели сырьевой зависимости, перебороли разруху и бедность, что достались в наследство от советской эпохи, наконец, показали высокое интеграционное реноме, что нашло признание рейтинговых агентств и Международного Давосского экономического форума.
Так или иначе, Баку и Астана всеми своими особенностями доказали, что они не из робкого десятка, и умеют отстаивать национальные интересы, невзирая на прессинги международных структур, да и отдельных фигурантов сообщества.
Располагая благоприятными связями с Пекином, Баку и Астана готовы увеличить потенциал взаимодействия с маститым партнером. Но при этом они строго придерживаются принципа равноправия во всех форматах экономических сношений.
Не следует также забывать, что Казахстан и Китай являются членами ШОС, организации, которой прочат большое будущее в плане обустройства глобальной экономической системы. Скорое появление в этой структуре Азербайджана, а Баку уже официально стал партнером ШОС, позволит значительно расширить границы трехстороннего взаимодействия.
Новый поворот на Восток
Успешный тест проекта ТМТМ при партнерстве Китая, Казахстана и Азербайджана показал, что тройка, если сказать образно, готовя сани летом, подала сигнал реальным и потенциальным партнерам о готовности к освоению растущих потребностей грузоперевозок.
Когда-то люди в передовой Европе бредили мечтой о создании проекта «Восточного экспресса», который был овеян романтикой путешествий и познаний. За ней, этой романтикой проглядывала жажда ведения успешного предпринимательства, ибо Восток всегда манил западных людей не только своими красотами и причудливой экзотикой, но и навязчивой идее экономической и культурной экспансии.
И если в предыдущие времена планы покорения Востока отчасти удались предприимчивым европейцам и американцам, то с течением времени расклад сил в мире разительно изменился. Сегодня Азия полна решимости встать вровень с передовыми умами планеты, увеличить количественный и качественный пай в мировую сокровищницу достижений.
Будучи в пределах здравомыслия, национальные элиты новых государств, постсоветских образований тоже активно ищут точки приложения интеллектуальных и физических сил во имя национального и глобального развития. И главенствующую роль в этом процессе играет их настроенность на тесное и благоразумное взаимодействие с партнерами и правильное понимание вызовов времен.
Источник: kursiv.kz
12-08-2015, 21:07 Автор: Новости Актау и Мангистауской области.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
→ Мост через Каспий: - утопия или реальность?
→ Лидеры Казахстана и Китая обсудили двустороннее взаимодействие в ряде ключевых областей
→ ИРАН ОТКРЫВАЕТ ТРИ СУДОХОДНЫЕ ЛИНИИ НА КАСПИИ
→ Сотрудничество Казахстана и Китая достигло важного момента - президент фонда «Шелковый путь» .
→ Назарбаев примет участие в праздновании 70-летия Победы в Китае
→ Лидеры Казахстана и Китая обсудили двустороннее взаимодействие в ряде ключевых областей
→ ИРАН ОТКРЫВАЕТ ТРИ СУДОХОДНЫЕ ЛИНИИ НА КАСПИИ
→ Сотрудничество Казахстана и Китая достигло важного момента - президент фонда «Шелковый путь» .
→ Назарбаев примет участие в праздновании 70-летия Победы в Китае